Образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Образовательная программа Муниципального
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №22
«Солнышко» является основным внутренним
нормативно-управленческим документом, регламентирующим организацию
образовательного процесса в учреждении; разработана в соответствии с ФГОС
дошкольного образования и федеральной образовательной программой дошкольного
образования.
Программа направлена на разностороннее
развитие детей с 1 до 8 лет с учётом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых
ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации
Программы.
Программа направлена на создание
благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических
и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование
предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Особое внимание в программе уделяется
развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также
воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, нравственность,
активная жизненная позиция.
Содержание Программы обеспечивает
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
и охватывает следующие направления развития и образования детей
(образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; речевое
развитие.
Программа включает три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, включающую в
себя: информационную справку, приоритетные направления деятельности учреждения,
цели, задачи, принципы, подходы к формированию программы и планируемые
результаты освоения программы. Результаты
освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения
уровня дошкольного образования ребенок:
–
овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
–
обладает установкой положительного отношения к
миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
–
обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
–
достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
–
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он
подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;
–
способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
–
проявляет любознательность, задаёт вопросы
взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
–
способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержательный
раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное
развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная часть Программы
отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти
образовательных областях, включает описание форм, способов, методов и средств
реализации Программы, психолого-педагогические условия, взаимодействие детского
сада с семьей, коррекционную работу в ДОО.
Обязательная часть разработана на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования, с опорой на УМК «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Часть,
формируемая участниками образовательного процесса, представлена следующими парциальными программами: Князева
О.Л. И Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
И.А. Лыкова «Умные пальчики», Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в
детском саду, Багадаева О.Ю., Галеева Е.В. И др. «Байкал – жемчужина Сибири:
педагогические технологии образовательной деятельности с детьми» и реализацией стратегического проекта
«Современный детский сад – пространство реализации каждого». Выбор данного направления для части, формируемой участниками
образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива.
Организационный
раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы,
включает распорядок дня и основные режимные моменты, а также
культурно-досуговую деятельность (особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий); особенности организации предметно-пространственной среды,
описание кадрового и методического обеспечения.