Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа
дошкольного образования (далее Программа)
для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) – это образовательная программа
дошкольного образования, адаптированная для обучения детей дошкольного возраста
4-7/8 лет с тяжелыми нарушениями речи - общим недоразвитием речи (далее ОНР I, II, III, IV уровня речевого развития).
Программа является основным внутренним нормативно-управленческим документом Муниципального
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №22
«Солнышко», регламентирующим организацию
коррекционно-образовательного процесса в старших и подготовительных группах
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее
ТНР).
Программа разработана с учетом требований Федеральной адаптированной программы
дошкольного образования, касающихся детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Программа учитывает особенности психофизического и речевого
развития детей, их индивидуальных возможностей, особых образовательных
потребностей, направлена на коррекцию нарушений развития, оказание
квалифицированной помощи, обеспечение равных возможностей для полноценного
развития и социальной адаптации детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Содержание
Программы соответствует требованиям
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, соответствует требованиям федеральной адаптированной
образовательной программе дошкольного образования. Включает три основных
раздела – целевой, содержательный и
организационный, в каждом из которых отражается
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений,
при этом обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.
В основе
содержательного раздела Программы
лежит «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей
с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
Н.В.Нищева.
Обязательная часть
обеспечивает комплексное развитие детей во всех пяти взаимодополняющих
образовательных областях. Содержит
Программу воспитания, календарный план воспитательной работы в соответствии
с федеральным планом календарных праздников и событий. В части, формируемой участниками
образовательных отношений, представлены, специальные методические пособия и
дидактические материалы, соответствующие потребностям и интересам детей с ТНР.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или
нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках,
методики, формы организации образовательной работы.
Речевое развитие:
- Парциальная программа
«Байкал - жемчужина Сибири: педагогические технологии образовательной
деятельности с детьми», 2016г. для проектирования регионального компонента
программы дошкольного образования.
Познавательное развитие:
- Парциальная программа
«Приобщение детей к истокам народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева,
определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей,
основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре.
- Парциальная программа
«Обучение плаванию в детском саду» Т.И. Осокиной. Обучение плаванию,
обеспечение всестороннего физического развития.
- Парциальная программа
«Физическая культура дошкольников», Л.И. Пензулаева.
Художественно-эстетическое развитие:
- «Конструирование и ручной
труд в детском саду» Л.В. Куцакова. Развитие у детей конструктивных навыков и
умений.
- Парциальная программа «От Фребеля до робота: растим будущих
инженеров» Т.В Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева. Формирование
предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового
оборудования.
- Программа «Финансовая
грамотность дошкольника» Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева.
В часть, формируемую
участниками образовательных отношений, включены и описания традиционных событий,
праздников и мероприятий с учетом региональных и социокультурных особенностей.
В Программе включен раздел по взаимодействию педагогического
коллектива с семьями воспитанников.
Педагоги ДОО при реализации Программе учитывают в своей работе такие
факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а
также уважают и признают возможности и достижения родителей (законных
представителей) в деле воспитания и развития их детей.
Обмен информацией о ребенке
является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными
представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и
интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания
детей. Партнерские отношения обеих сторон строятся на основе совместной
ответственности за воспитание детей. Диалог с родителями (законными
представителями) необходим для планирования педагогической работы. Знание
педагогами семейного уклада доверенных им детей позволяет эффективнее решать
образовательные задачи, передавая детям дополнительный опыт. Педагоги, в свою
очередь, делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей
работе и о поведении детей во время пребывания дошкольном учреждении.
Совместная деятельность
воспитывающих взрослых организована в разнообразных традиционных и
инновационных формах.
Разнообразные возможности для
привлечения родителей (законных представителей) предоставляет проектная работа.
Родители (законные представители) принимают участие в планировании и подготовке
проектов, праздников, экскурсий. ДОО поощряется обмен мнениями между родителями
(законными представителями), возникновение социальных сетей и семейная
самопомощь.