Отчет о результатах самообследования 2021г.

Председатель комиссии:
Заведующий – А.В. Морозенко
Члены комиссии:
Зам. зав. по ВМР - А.Л. Железцова
Заведующий по хозяйству – Т.А. Терлецкая
Педагог – психолог - А.Н. Шевкунова
Инструктор по физической культуре – Н.Н. Катульская
Медицинская сестра – Т.В. Рогозинская
Учитель-логопед – А.С. Бранчукова
Председатель Попечительского Совета- О.С. Плакина
Делопроизводитель – Л.В. Верещагина

2

Содержание
I
1
1.1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
II

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Оценка образовательной деятельности
Общая характеристика дошкольного образовательного
учреждения
Оценка системы управления
Характеристика системы управления образовательного
учреждения
Структура управления образовательным учреждением
Эффективность управления образовательным учреждением
Содержание и качество подготовки воспитанников
Оценка образовательной деятельности
Основные образовательные программы дошкольного
образования
Результаты освоения ООП ДО
Результаты коррекционной логопедической работы с
воспитанниками
Сведения об участии воспитанников в конкурсах
Состояние воспитательной работы
Охрана и укрепление здоровья детей
Медицинское обслуживание и организация питания
Оценка качества кадрового обеспечения
Здоровье и физическое здоровье воспитанников
Оценка материально-технической базы
Функционирование внутренней системы оценки качества
образования
Анализ показателей деятельности

В настоящем отчете представлены результаты самообследования, проведенного
по состоянию на 31 декабря 2022года, в соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении
3

Порядка проведения самообследования образовательной организацией» и включает
аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности.
I. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Общая характеристика образовательной деятельности
Наименование дошкольного
учреждения
Сокращенное наименование
Тип учреждения
Организационно-правовая
форма организации
Учредитель
Дата основания
Юридический адрес
e-mail
Web-адрес сайта
Руководитель
Контактный телефон
Лицензия на осуществление
образовательной деятельности
Наличие органов
государственного
общественного управления
Форма обучения
Язык обучения
Проектная мощность
Режим работы
Цель деятельности

Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида №
22 «Солнышко»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 22 «Солнышко»
Дошкольная образовательная организация
Муниципальное казенное учреждение
Муниципальное казенное учреждение «Управление
образования администрации муниципального
образования «город Саянск»
1985
666304, Российская Федерация, Иркутская область,
город Саянск, микрорайон Олимпийский, 22
say-dou22@mail.ru
doy22.tvoysadik.ru
Морозенко Анастасия Владимировна
(8-39553) 5-66 -73
№8678 38 Л01 № 0003024, выдана службой по
контролю в сфере образования в Иркутской области
11 декабря 2015 года
Попечительский совет ДОУ
Очная
Русский
280
рабочие дни: понедельник – пятница с 07.00 до 19.00;
выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные
дни
Дошкольное учреждение обеспечивает воспитание,
образование, присмотр, уход, оздоровление детей в
возрасте от 1 до 8 лет.

В 2021 календарном году в дошкольном учреждении функционировало 12 групп:
две группы раннего возраста, шесть групп общеобразовательной направленности и
четыре
группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи.
Плановая мощность -247мест.
Сведения о воспитанниках
Общая численность воспитанников -181
Девочек –75
4

Мальчиков-106
Количество детей раннего возраста –35
Количество детей дошкольного возраста в общеразвивающих группах-105
Количество детей в группах компенсирующей направленности с тяжелыми
нарушениями речи-41
Распределение детей по возрасту
Всего
детей

2019
2020
2021

247
257
181

2 года

51
39
37

3 года

41
46
32

4 года

48
47
35

5 лет

44
77
32

6 лет

56
45
44

7 лет

7
3
1

Сведения об обучении детей-инвалидов
С нарушением речи
2
С нарушением опорно-двигательного аппарата
1
Сведения об образовании родителей воспитанников
всего родителей численность родителей, имеющих численность родителей, не
профессиональное образование
имеющих
профессионального
образования
высшее среднее
начальное
330
220
95
0
15
Образовательное учреждение зарегистрировано и функционирует в
соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской
Федерации.
Вывод: В 2021 году укомплектованность детьми составила 73,27%, в сравнении
с предыдущим годом уменьшилось. Снизилась численность детей с ТПМПК,
наполняемости групп компенсирующей направленности в соответствие с
требованиями нормативных документов.
2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Характеристика системы управления образовательного учреждения
Управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с
действующим
законодательством
Российской
Федерации
и
Уставом
образовательного
учреждения.
https://dou22.tvoysadik.ru/upload/tsdou22_new/files/1e/50/1e5071d38aad1109b3e80bcf03
76ef4b.pdf
5

Управление строится на принципах единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом является заведующий, который
осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.
Формами самоуправления, обеспечивающими государственно-общественный
характер, являются: общее собрание трудового коллектива,
Педагогический совет, Попечительский совет, Общее родительское собрание,
Родительские комитеты групп.
Орган управления

Содержание деятельности в 2021 Результат
году
Общее собрание В 2021 году проведено 2
Награждены:
трудового
собрания:
- Благодарностью мэра
коллектива
-О выдвижении кандидатур
городского
округа-3
на награждение;
педагога
-Обсуждение Правил
-Почетной грамотой УО- 2
внутреннего трудового
педагога
распорядка
Скорректированы и
приняты Правила
внутреннего трудового
распорядка
Педагогический
совет
Попечительский
совет
В дошкольном учреждении на официальный сайт регулярно выставляется
информация. Структура сайта соответствует требованиям, утвержденным приказом
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 №831
Проверок дошкольного учреждения органами, осуществляющими
контроль и надзор в сфере образования не проводилось, предписаний нет.
Вывод: Управление осуществляется в соответствии с действующим
законодательством на основе принципов единоначалия и коллегиальности.
Структура и система управления соответствуют специфике деятельности
ДОУ.
2.3. Эффективность управления образовательным учреждением
В 2021 году проведена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы
учреждения,
скорректированы
и
утверждены
все
локальные
акты,
регламентирующие структуру управления на основе анализа управленческой
системы.
Сформировано электронное портфолио с включением схем-шаблонов:
индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития
6

педагогов, технологических карт для проектирования образовательной деятельности
с детьми.
Эффективно работал педагогический совет дошкольного учреждения, за
отчетный период решались следующие вопросы:
- создание условий для реализации профессионального стандарта в ДОУ;
- современные способы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС
и профессионального стандарта педагога;
- основные направления работы дошкольного учреждения на 2020-2021 учебный
год;
- обсуждение и утверждение проекта годового плана работы на 2020 - 2021 учебный
год; создание условий для внедрения и реализации долгосрочных проектов в
соответствии с Программой развития дошкольного образования.
Методический Совет в отчетный период рассматривал и решал вопросы: по
утверждению плана методической работы на 2020 год; утверждению плана работы
методической площадки; аттестации педагогических работников на I категорию и
соответствие занимаемой должности; участия педагогов в «Клубе молодых
педагогов»; реализации плана прохождения педагогами курсовой подготовке по
ФГОС ДО; создание Положений о проведении конкурсов и подготовке учреждения
к праздникам, о проектировании образовательного пространства ДОО в условиях
реализации Программы развития.
В течение года на методических объединениях детского сада отслеживались
итоги работы и профессионального развития педагогов в рамках их
образовательных маршрутов по минимизации профдефицитов.
В рамках заседаний ППК в течение отчетного периода были рассмотрены вопросы
по организации работы ППК; утверждению плана; результатам диагностики детей
на начало года; промежуточным результатам индивидуальной работы с детьми; по
опыту работы педагогов с детьми компенсирующей направленности о направлении
детей на ТПМПк.
Педагогами учреждения проводится профилактическая работа с семьями,
согласно плану взаимодействия специалистов по оказанию психолого –
педагогической помощи семье в воспитании несовершеннолетних. Взаимодействие
осуществляется со структурами, входящими в систему профилактики ОДН ОВД,
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управлением
министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской обл. по г.
Саянску, Управлением департамента социальной защиты населения Иркутской
области по г. Саянску, органами здравоохранения.
Были созданы условия для повышения профессиональных компетенций
педагогов: организованы практико-ориентированные семинары, профессиональные
объединения. Молодые педагоги успешно реализовали себя в городском проекте
«Наставник 2.0». Педагоги в течение учебного года освоили технологию
деятельностного подхода, 89% педагогов овладели умением проектировать и
выстраивать целеполагание современного занятия.
Активную позицию в
жизнедеятельности детского сада занимает Совет родителей, в состав совета входят
представители от каждой группы. Родители помогали осуществлять
7

организационную деятельность в интересах собственных групп по созданию
условий и реализации основной образовательной программы.
Таким образом, результатом деятельности Совета родителей в 2020
календарном году является:
- активное участие родителей в образовательной деятельности;
- проведение контроля при участии членов Совета родителей за организацией
питания детей в дошкольном учреждении;
- оказание благотворительной помощи для развития групп дошкольного
учреждения;
- благоустройство помещений и территории дошкольного учреждения: проведён
ремонт групп к новому учебному году, проведена покраска малых форм на
прогулочных участках детского сада, проведено оформление зимних прогулочных
участков;
По антитеррористической безопасности - с целью обеспечения
антитеррористической защищенности в образовательном учреждении были
доработаны: «Инструкции о действиях сотрудников при совершении
террористического акта», утвержден план мероприятий по противодействию
терроризму и предупреждению террористических актов на 2020 - 2021 год, что
позволило усилить пропускной режим, повысить бдительность всего коллектива
образовательного учреждения, не допустить поступление угрозы;
- утвержден Акт обследования и категорирования;
- по пожарной безопасности - разработаны и утверждены приказом заведующего
образовательным учреждением Программа пожарно-технического минимума,
инструкции «О мерах пожарной безопасности», «О порядке действия работников
образовательного учреждения по обеспечению пожарной безопасности»; проведены
учебные тренировки по эвакуации сотрудников и воспитанников учреждения,
утвержден перспективный план работы «По обучению детей правилам пожарной
безопасности на 2020 – 2021;
- по профилактике ПДД разработан план мероприятий;
- в 2020 году обучение по охране труда прошли 17 человек;
В 2020 году продолжена работа по структурированию и размещению информации
на официальном сайте образовательного учреждения, который соответствует
требованиям приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
«Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формат
представлений на нем информации». Официальный сайт учреждения
https://dou22.tvoysadik.ru/ , предоставляет родителям (законным представителям)
воспитанников
возможность
оперативного
информирования
о
жизни
образовательного учреждения, о проводимых мероприятиях, праздниках,
развлечениях. В отчетном году была проведена плановая проверка деятельности по
осуществлению закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных
нужд учреждения в образовательном учреждении, в ходе которой нарушений не
выявлено.
Выводы:
8

Таким образом, в образовательном учреждении созданы условия для участия в
управлении всех участников образовательного процесса.
Структура и механизмы управления образовательным учреждением определяет
его стабильное функционирование.
Демократизация системы управления способствует развитию инициативы
участников
образовательного процесса (педагогов, родителей (законных
представителей) воспитанников и сотрудников образовательного учреждения).
Структура и система управления соответствует специфике деятельности
образовательного учреждения.
В дошкольном учреждении соблюдаются правила пожарной безопасности,
проводятся профилактические мероприятия по обеспечению безопасности
воспитанников и сотрудников.

3. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
3.1. Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность организована в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС
дошкольного образования, СанПиН 3.3686-21. Образовательная деятельность в
детском саду осуществляется по Основной образовательной программе
9

дошкольного образования, в группах компенсирующего назначения для детей с
тяжелыми нарушениями речи, по Адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования. Образовательная деятельность ведётся на
русском языке, в очной форме.
3.2. Основные образовательные программы дошкольного образования
ООП ДО разработана на основе Примерной образовательной
программы дошкольного образования. Обязательная часть ООП
представлена учебно-методическим комплектом комплексной программы
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.
Дорофеевойю., 6-е изд., доп.-М.: Мозайка –Синтез 2020г., В части, формируемой
участниками образовательных отношений, реализуются парциальные программы,
направленные на разностороннее развитие детей.
Список реализуемых программ
№

1.

Название программы, авторы.

Направленность

ООП ДО
ООП ДО на основе УМК к Общеобразовател
программе «От рождения до ьная
школы» (под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.
Дорофеевой)
https://dou22.tvoysadik.ru/upload/tsd
ou22_new/files/0f/2f/0f2f301dc4d6d7
d7916aa7208845ac01.pdf

Возраст
воспитанни
ков

Продолжит
ельность
обучения

1-7 лет

6 лет

Парциальные программы
1.

2.

3.
4.

5.

1

«Приобщение детей к истокам Культурно4-7 лет
русской народной культуры» (О.Л. историческая,
Князева, М.Д. Маханева
литературная.
«Байкал-жемчужина
Сибири: Культурно3-7 лет
педагогические
технологии историческая,
образовательной деятельности с литературная,
детьми»
/
О.Ю.
Багадаева, социокультурное,
Парциальная
образовательная природнопрограмма
дошкольного климатическое.
образования-Иркутск,
изд.
«Аспринт», 2016.
«Конструирование и ручной труд в Художественно1-7 лет
детском саду» Л.В. Куцакова
эстетическое
«От Фребеля до робота: растим Художественно5-7 лет
будущих
инженеров»
Т.В. эстетическое
Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В.
Тимофеева
Обучение плаванию в детском Спортивная.
3-7 лет
саду» (Т.И. Осокина)
Адаптированные программы
АООП разработана на основе Коррекционно5-7/8 лет

3 года
4 года

6 лет
2 года

4 года
2 года
10

1

Примерной
адаптированной развивающая.
программы
коррекционно
развивающей работы в группе
компенсирующей направленности
ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями
речи
(общим
недоразвитием речи) с 3-7 лет»
(автор Нищева Н.В, 2014 г.).
https://dou22.tvoysadik.ru/upload/tsd
ou22_new/files/4a/2a/4a2aa456bba8a
8e6e191cbc401e5b2f1.pdf
Рабочая программа воспитания
КультурноС учетом «Примерной рабочей историческая.
программы
воспитания»,
разработанной
сотрудниками
Института стратегии развития
образования РАО 2021г.
https://dou22.tvoysadik.ru/upload/tsd
ou22_new/files/59/66/596667f39d59f
3f7de4d80abe86b5c2c.pdf

3-8 лет

4 года

Вывод: Структура и содержание ООП ДО, АООП для детей с ТНР
соответствует требованиям ФГОС ДО.

3.3. Результаты освоения ООП ДО дошкольного образования в 2021 году.
В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 «Солнышко» ежегодно
проводится педагогический мониторинг по 5 образовательным областям:
-физическое развитие
-социально-коммуникативное
-познавательное развитие
-художественно-эстетическое развитие
-речевое развитие
Физическое развитие

11

80%
70%
60%
50%
низкий
40%

средний

30%

высокий

20%
10%
0%
2019 год

2020 год

2021 год

Вывод:
Результаты
мониторинга
достижений
воспитанников
по
образовательной области «физическая культура» показали положительную
динамику. Это связано с повышением качества дошкольного образования по
физическому
развитию;
систематизированному
подходу
физкультурнооздоровительной работы, использованию здоровье сберегающих технологий в
системе работы по физическому воспитанию дошкольников и созданию условий для
их реализации.
Социально-коммуникативное
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0

высокий уровень
средний уровень
низкий уровень

Вывод:
ООП
дошкольного
образования
освоена
на
достаточном
уровне.
Низкий уровень освоения ООП ДО частью детей оправдан в связи с их
индивидуальными особенностями.
Речевое развитие

12

80%
70%
60%
50%
40%
30%

Высокий уровень

20%

Средний уровень

10%

Низкий уровень

0%

Вывод: Наблюдается положительная динамика в освоении ООП. Следует
отметить, что требуется помощь логопеда, так как у 19 детей наблюдаются
нарушения звукопроизношения и слабо развито фонематическое восприятие.
Познавательное развитие
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%

0%

высокий уровень
средний уровень
низкий уровень

Художественно-эстетическое развитие

13

90%
80%
70%
60%

50%
40%
30%
20%
10%
0%

Высокий уровень

Средний уровень
Низкий уровень

Вывод: Итоговая диагностика выявила положительную динамику. Низкий
уровень оправдан в связи с их индивидуальными особенностями, однако у каждого
ребенка имеется положительная динамика по сравнению с началом года.
На основании договора о взаимодействии с МОУ СОШ №2, в октябре 2020
была проведена психолого-педагогическая диагностика учащихся 1 классов,
выпускников МДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 22 «Солнышко», по результатам которой было выявлено, что у 60 (94%) детей
устойчивый интерес к учебной деятельности (охотно посещают занятия, активно
участвуют в них: задают вопросы, интересуются дополнительной информацией).
Интересы этих детей широкие и устойчивые. Положительно относятся к учебному
трудному и новому заданию. Могут самостоятельно реализовывать свои
познавательные интересы. Отмечается наличие устойчивого и аргументированного
желания учиться в школе. У 3 (6%) детей недостаточно устойчивый интерес к
обучению (не всегда охотно занимаются, на занятиях малоактивны). Затрудняются в
самостоятельной реализации познавательных интересов. Неустойчивое и
неосознанное желание учиться.
В результате полученных данных, можно сделать вывод, что у воспитанников
хорошо сформирована позитивная школьная мотивации, уровень физиологической
зрелости детей в норме, познавательные процессы у большинства детей выше
среднего. В целом о хорошо поставленной педагогами и администрацией ДОУ
работе по подготовке детей в школе.
Линии развития:
При организации образовательной деятельности педагогам необходимо
формировать эмоционально-волевую и мотивационную сферу.
3.4. Результаты коррекционной логопедической работы с воспитанниками
В образовательном учреждении функционируют группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
14

В отчетном году была проведена диагностика 18 выпускников с тяжелыми
нарушениями речи, по результатам которой было выявлено:

С
нормой

С
Снормо
улучше
й
ниями

С
незначи
тельны
ми
Из них оставлено на
улучше
следующий
учебный
Из
них направлено
на год
ниями
ТПМПК

4

57

15

3

0

61

31

0

Из оставленных на
следующий учебный год
1 ребенок направлен на
повторное ТПМПК

Общее количество детей,
получающих
логопедическую помощь
(по заключению ТПМПК)
Из них продолжат
обучение в 2022

Примечан
ие

Число групп
компенсирующей
направленности
Количество нуждающихся
в логопедической помощи

Результаты коррекционно-логопедической работы с
воспитанниками за январь – май 2020 года
Выпущено в школу

0

4

50

Общее количество детей,
получающих
логопедическую помощь
(по заключению ТПМПК)

Количество нуждающихся
в логопедической помощи

Число групп
компенсирующей
направленности

Результаты коррекционно-логопедической работы с воспитанниками за
сентябрь – декабрь 2021 года
Из них

42

Дети
подготовительной
группы
30

Дети старшей
группы

12

Вывод: наблюдается снижение количества детей с нормой, выпущенных в школу.
Причина данных показателей - снижение уровня речевого развития детей,
поступающих в группы компенсирующей направленности по заключениям ТПМПК.
В 2020 году детей с ОНР (I уровня речевого развития) не было, в 2021 году – было 2
детей с ОНР (I уровня речевого развития).
3.5. Сведения об участии воспитанников в конкурсах
Воспитанники детского сада с педагогами и родителями принимают активное
участие в конкурсах, акциях, спортивных и музыкальных мероприятиях, в проектах
разного уровня: всероссийского, областного, муниципального.
15

№ Конкурс

Результат

1

1 Диплом
победителя
участники

2

3
4

5
6

Количество
участников
На всероссийском уровне
Творческий конкурс подарков
7
«Для мамочки милой моей»
Детско-юношеский конкурс
6
фото-видео творчества «Мои
уроки безопасности»
На областном уровне
Конкурс детского творчества
10
«Безопасность – это важно»
Конкурс художественного
3
творчества «Россыпи эмоций»
На муниципальном уровне
Конкурс детского рисунка «Свет 20
рождественской звезды»
Конкурс «Пусть всегда будет
12
мама»

Конкурс детского рисунка
«Саянск – город моего
будущего»
8 Конкурс декоративноприкладного творчества
«Морозко»
9 Конкурс детского
изобразительного творчества
«Победа в сердце каждого
живет!»
10 Научно-практическая
конференция «Шаг в будущее,
малыш!»
11 «Пасхальный подарок»
7

5

1 Диплом
победителя
Участники
2 Диплома III
степени
1 Диплом I
степени
1 Диплом II
степени
2 Диплом III
степени
Участники

7

1 Диплома
победителя

14

1 Диплом
победителя

1

Диплом
победителя

42

1 победитель
2 лауреата

На уровне учреждения
12 Творческий конкурс
77
«Мастерская
Деда
Мороза»
13 Творческий конкурс рисунков
32
"Дорожная безопасность глазами

12 победителей

1победитель
16

детей"
14 Творческий конкурс
51
1 победитель
«Осенние фантазии»
3 лауреата
Воспитанники активно принимают участие в конкурсах, организованных
внутри дошкольного учреждения. В этом году стали победителями и лауреатами
муниципальных конкурсов, направленных на организацию исследовательской
деятельности. В следующем году необходимо продолжить работу в данном
направлении.

3.6. Состояние воспитательной работы
Чтобы выбрать стратегию воспитательной работы, ежегодно проводится анализ
состава семей воспитанников.
17

Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей,
с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи
воспитателей,
специалистов
и
родителей
(законных
представителей).
Воспитанникам из неполных семей уделяется большее внимание в первые месяцы
после зачисления в образовательное учреждение.
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения
Основной целью взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников является: полноценное развитие личности ребенка в условиях
образовательного учреждения обеспечивалось через включение родителей
(законных представителей) воспитанников в образовательную деятельность. В
образовательном учреждении сложилась система взаимодействия с семьей:
Основные
Формы работы с семьей
направления
Изучение семьи
-беседы
- наблюдение
-анкетирование
Педагогическое просвещение
индивидуальные консультации
родителей (законных представителей) специалистов и воспитателей;
воспитанников
-рекомендации для родителей
(законных представителей)
воспитанников через
информационные листы, памятки,
буклеты в родительских уголках
-родительские собрания;
-сайт образовательного учреждения.
https://dou22.tvoysadik.ru/
Создание условий для совместной
-общие и групповые родительские
деятельности
собрания;
-заседания родительского комитета;
-совместные досуги и мероприятия;
-конкурсы семейного творчества;
-дни открытых дверей с показом
НОД в группах (все виды детской
деятельности);
-вовлечение родителей (законных
представителей) воспитанников в
создание развивающей предметнопространственной среды.
Участие родителей (законных
участие в работе родительского
представителей) воспитанников в
комитета
управлении образовательным
учреждением
Накопление методического
Накопление методических
материала
рекомендаций для воспитателей по
18

работе с родителями (законными
представителями).
Анализ показал, что мероприятия, запланированные на учебный год, были
выполнены в полном объеме.
Вывод: образовательная деятельность в течение отчётного периода
осуществлялась в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Освоение ООП ДО обеспечивало получение воспитанниками одинаковых стартовых
возможностей для дальнейшего
обучения в школе. Следует продолжать освоение модели образовательных условий
для достижения одного из ключевых ориентиров ФГОС ДО –развитие детской
культурной практики.
Линии развития:
Для повышения качества образовательной деятельности необходимо
разнообразить и ввести в систему работу по сетевому взаимодействию.
Продолжить работу по участию воспитанников в конкурсах различного уровня.
3.7. Охрана и укрепление здоровья детей
В образовательном учреждении созданы условия для физического развития
детей: спортивный зал, бассейн, в группах имеется спортивные центры, которые
оснащены необходимым количество наглядного, дидактического,
демонстрационного, спортивного оборудования по возрасту.
С целью укрепления здоровья детей в образовательном учреждении
организованы следующие оздоровительные и профилактические мероприятия:
обеспечение здорового образа жизни, организация микроклимата в группе,
физические упражнения, утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные
занятия, профилактическая гимнастика, спортивные, подвижные игры,
гигиенические, закаливающие процедуры, воздушные ванны, рациональное
питание, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, прогулки на свежем
воздухе, солнечные ванны (в летний период), игры с водой (в летний период),
сквозное проветривание.
Анализ посещаемости воспитанниками образовательного учреждения в
сравнении по годам
Наименование показателей
2019
2020
2021
Число дней, проведенных воспитанниками 35184
34756
в группах
Число дней, пропущенных воспитанниками 19156
26699
всего (сумма строк 03,04)
в том числе: по болезни воспитанников
5040
4703
по другим причинам
14116
21996
Число случаев заболевания воспитанников
Наименование показателей Всего зарегистрировано случаев заболевания
Всего число случаев
2020
2021
в том числе: бактериальная 0
0
19

дизентерия
энтериты, колиты и
10
10
гастроэнтериты,
вызванные
установленными, не
установленными и неточно
обозначенными
возбудителями
скарлатина
0
0
ангина(острый тонзиллит) 5
0
грипп и острые инфекции 552
651
верхних дыхательных
путей
пневмонии
1
1
несчастные случаи,
0
2
отравления, травмы
другие заболевания
94
37
Вывод: В образовательном учреждении созданы условия для двигательной
активности и оздоровления детей: разнообразное оборудование в группах детского
сада, наличие спортивных центров в группах; чередование занятий и НОД с целью
снижения утомляемости; правильный подбор и проведение подвижных игр в
течение дня; организация здоровье сберегающей среды; профилактика травматизма;
пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей,
родителей (законных представителей) воспитанников, сотрудников.
Линии развития:
Продолжить работу по совершенствованию системы здоровье сберегающей
деятельности образовательного учреждения, с учетом индивидуальных
особенностей дошкольников. Продолжить работу по оснащению физкультурного
зала и физкультурных уголков в группах, для укрепления здоровья воспитанников.
3.8. Медицинское обслуживание и организация питания
Медицинское обслуживание детей в течение 2021 календарного года
осуществлялось на основании Договора о совместной деятельности по
медицинскому обслуживанию детей, посещающих ДОУ с ОГБУЗ «Саянская
городская больница».
За учреждением прикреплен медицинский работник. Образовательное
учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы
медицинских работников, осуществляет контроль их работы в целях охраны и
укрепления здоровья детей и работников образовательного учреждения.
Медицинский кабинет оснащён необходимым медицинским оборудованием,
медикаментами в соответствии со стандартом оснащения медицинского блока на 92
%. Дети, посещающие образовательное учреждение, имеют медицинскую карту,
прививочный сертификат.
20

Педагогический состав образовательного учреждения решают вопросы
профилактики заболеваемости с учетом личностно-ориентированного подхода,
кадровой политики, материально-технического оснащения, взаимодействия с семьей
в вопросах закаливания, физического развития и приобщения детей к спорту. Все
оздоровительные и профилактические мероприятия для детей планируются и
согласовываются с педиатром.
Организация питания в образовательном учреждении соответствует санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам. В образовательном учреждении
организовано 5-ти разовое питание: завтрак, 2-й завтрак, обед, полдник, ужин.
Питание организовано в соответствии с десятидневным меню, составленным с
учетом рекомендуемых среднесуточных норм. На основании ежедневного меню
составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд
для детей разного возраста. Выдача готовой пищи осуществляется только после
проведения приемочного контроля бракеражной комиссией в составе повара,
заведующий, медицинского работника.
Заведующий и повара контролируют нормы, калорийность пищи,
энергетическую ценность блюд, сбалансированность питания и пр.
Пищеблок оснащен необходимым современным техническим оборудованием:
холодильники, электроплиты, водонагревательный бак, овощерезка, мясорубка.
В группах соблюдается питьевой режим.
Вывод:
Медицинский блок образовательного учреждения оснащен на 92% в
соответствии со стандартом оснащения. Питание детей в образовательном
учреждении организовано в соответствии с десятидневным меню, направлено на
сохранение и укрепление здоровья воспитанников и на выполнение СанПиНа.
4. Оценка качества кадрового обеспечения
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22 «Солнышко»
укомплектовано руководящими и педагогическими кадрами на 100%.
Административно- управленческий персонал:
-заведующий-1;
-заместитель заведующего по ВМР -1;
Педагогический персонал:
- учитель - логопед – 3;
- музыкальный руководитель – 1;
- педагог-психолог – 1;
- инструктор по физической культуре – 2;
- воспитатели – 18;
Анализ педагогического состава:
Педагогические работники, имеющие:
11
 высшее образование
Из них педагогическое
5
14
 среднее профессиональное, из них
21

Из них педагогическое
11
Педагогические работники имеют категорию :
- высшую
3
- первую
9
По возрасту:
55 лет и выше
1
50-55
3
40-50 лет
6
30-40 лет
10
20-30 лет
5
Педагогические работники, прошедшие
10
дополнительную профессиональную подготовку,
по вопросам реализации основной
образовательной программы дошкольного
образования (не менее 16 часов)
Обучение приемам оказания первой медицинской 12
помощи
Педагогические работники имеют награды:
- Благодарность Министерства образования
2
Российской Федерации
- Благодарность Губернатора Иркутской области
2
- Премия Губернатора Иркутской области
1
- Почетная грамота Министерства образования
2
Иркутской области
Почетная грамота мэра
1
Благодарность мэра
2
Почетная грамота Управления образования
18
Грамота Управления образования
6
Благодарность начальника Управления
13
образования
Вывод:
Анализ кадрового состава образовательного учреждения позволяет сделать
выводы о том, что педагогический коллектив имеет достаточный уровень
педагогической культуры, стабильный, работоспособный. Достаточный
профессиональный уровень педагогов позволяет решать задачи
воспитания и развития каждого ребенка в соответствии с ФГОС ДО.
4.1. Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного
обеспечения
Образовательная деятельность строится в соответствии с ООП ДО и парциальные
программы, которые поддерживаются учебно-методическим комплектом
материалов, средств обучения и воспитания, с постепенным усложнением для всех
22

возрастных групп. Методические пособия содержит возрастные характеристики
детей, методику и описания инструментария
диагностики личного развития детей, конспекты мероприятий с вопросами,
заданиями, играми, обеспечивающими социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие
дошкольников. Учебно-методическое обеспечение подобрано с учетом ориентации
на ООП ДО. В наличии имеется учебно-методический
комплект к программе «От рождения до школы», как требует программа.
Каждая группа обеспечена полным учебно-методическим комплексом пособий,
демонстрационным материалом в соответствии с реализуемой образовательной
программой.
Учебно-методический ресурс детского сада представлен на бумажных и
цифровых носителях.
В методическом кабинете имеется библиотека:
Общий книжный фонд учреждения составляет 640 экз. в том числе:
- учебно-методическая литература - 400;
- справочная литература - 40;
- энциклопедическая и художественная литература для детей и взрослых - 200 экз.
- подписные издания: журналы «Педагогический имидж», «Дошкольное
воспитание». «Дошкольное образование», «Методист», «Вестник Образования».
Информационно-библиотечный центр учреждения подключен к электронной
библиотеке издательства «Русское слово.
Для реализации адаптированной основной образовательной программы для
детей с тяжелыми нарушениями речи в логопедическом кабинете имеется учебнометодический комплект к примерной адаптированной программе коррекционно развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи с 3-7 лет» Нищевой Н.В, 2014 г. АООП ДО
обеспечена учебно-методическими и наглядными пособиями.
В административной и учебно-методической работе учреждения применяется
информационно-коммуникационные технологии. Кабинеты специалистов
оборудованы компьютерами и принтерами. Для педагогов учреждения есть доступ к
сети Интернет.
На основании выше изложенных фактов можно сделать вывод о том, что
учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение соответствует
лицензионным требованиям и требованиям федерального государственного
стандарта ДО и обеспечивают качество подготовки педагогов. 92% педагогов
положительно оценивают работу информационно-библиотечного фонда по
подборке материалов по темам и удовлетворены предоставляемыми услугами.
Линии развития на 2021-2022 учебный год:
- приобрести обновленный учебно-методический комплект к программе «От
рождения до школы» по образовательным областям: «Социально-коммуникативное
развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие».
23

- Приобрести наглядные пособия (серии картинок, плакаты) для организации
образовательной деятельности с детьми в рамках тематических недель.

4.2. Оценка материально-технической базы и информационное обеспечение
Важным фактором, благоприятно влияющим на качество образования,
распространение современных технологий и методов воспитания, является
состояние материально-технической базы. Создание материально-технических
условий образовательного учреждения проходит с учётом действующих СанПиН.
Для организации жизнедеятельности воспитанников и построения
образовательного процесса, помещение детского сада оборудовано: пищеблоком,
прачечной, медицинскими кабинетами.
Наличие специально оборудованных
образовательного процесса в ДОУ:
№

помещений

Количество кабинетов для организации
образовательного процесса медицинской помощи
детям в ДОУ
1 Логопедический кабинет
2 Логопедический кабинет
3 Кабинет педагога-психолога
4 Музыкальный зал
5 Физкультурный зал с тренажёрами
6 Кабинет В.В. Воскобовича
7 Медицинский блок
прививочный кабинет
процедурный кабинет
изолятор
медицинский рабочий кабинет
санузел
8 Методический кабинет с библиотекой методической
литературы
Кабинет заведующего -1
Кабинет завхоза -1
Прачечная с бельевой -1
Пищеблок -1

для

организации

Общая площадь
учебных кабинетов
22,2 кв. м
40,4 кв. м
37,7 кв. м
115,9 кв. м
103,8 кв. м
15,4 кв. м
47,65 кв. м
7,6 кв. м
5,8 кв. м
3,9 кв. м
13,2 кв. м
2,65 кв.м
22 кв. м

В образовательном учреждении функционирует 12 групп:
- 8 групп общеразвивающей направленности, 3 группы для детей раннего возраста;
- 4 группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи;
Каждая группа имеет: групповое помещение, отдельную спальную, приёмную,
умывальную комнату.
Группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарём с учетом
зонирования пространства. В каждой групповой комнате оборудованы места для
приёма пищи.
24

Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды
в группах дошкольного учреждения: создана с учётом требований ФГОС ДО и
СанПиН 2.4.1.3049-13, возрастных и индивидуальных особенностей детей и
выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую
функции, способствует полноценному разностороннему развитию детей.
Уголки детской активности дают детям возможность свободного выбора
самостоятельной деятельности. Для мобильности пространства группы
предполагается разделение на центры при помощи различных элементов,
используются передвижные ширмы, домики, модули. В группах имеется свободный
доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности. Напольные магнитно-маркерные доски в
каждой группе позволяют использовать их как «информационное поле» для детей,
размещать наглядные материалы, используемые в рамках тематических недель.
Наличие технических средств (музыкальных центров, телевизоров) позволяет
педагогам сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с
детьми более вариативными.
Для детей в группах раннего возраста образовательное пространство
представляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной
и игровой деятельности с разными материалами, учитывается возрастная и
гендерная специфика.
В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи созданы дополнительные развивающие уголки для
индивидуальных занятий воспитателя с детьми по коррекции недостатков речевого
развития по заданию учителя-логопеда
Площадь на одного воспитанника соответствует лицензионному нормативу.
Безопасность предметно-пространственной среды группы обеспечивается
тем, что мебель подобрана по возрасту и индивидуальным особенностям детей,
часть мебели надёжна закреплена. Всё игровое оборудование, игрушки, мебель
находятся в исправном состоянии, имеют сертификаты соответствия, отвечают
требованиям надежности и безопасности при использовании. Развивающие функции
несут и другие помещения дошкольного учреждения.
Развивающая предметно-пространственная среда групп и кабинетов,
спортивного и музыкального зала, представлена в паспортах групп и кабинетов.
Для обеспечения и реализации ООП ДО в контексте ФГОС ДО за счет
средств областной субвенции ежегодно приобретается оборудование для оснащения
развивающей предметно-пространственной среды групп и кабинетов за 3 года –
2019,2020,2021.
Средства областной субвенции
2019
Мультимедийное
оборудование; форма
игрока Мультимедийное

2020
Мультимедийное
оборудование;
Робототехника

2021

25

оборудование; столы для
рисования песком,
музыкальные
инструменты
155.000 рублей

232.000 рублей

Выделение суммы средств областной субвенции зависит от
количественного состава воспитанников учреждения на год.
Технические ресурсы; 4 комплекта мультимедийного оборудования с
проекционным экраном, 10 компьютеров и 2 ноутбука, 4 принтера, 2 ксерокса,1
ламинатор,1 брошюратор, 12 телевизоров с подключением USB, 10 магнитофонов, 1
музыкальный центр.
Кабинеты специалистов оборудованы компьютерами и принтерами.
Игровые площадки соответствует числу детских групп и возрасту ребенка.
Каждая групповая площадка оснащена теневыми навесами, малыми формами.
На территории дошкольного учреждения находится спортивная площадка, в
соответствии с требованиями СаНПиН. Спортивная площадка оснащена различным
оборудованием: беговая дорожка, дуги для подлезания, гимнастические лестницы,
бумы для развития равновесия, прыжковая яма, дорожка для профилактики
плоскостопия, площадка для игр, мишени для развития глазомера.
Наличие игрового и спортивного инвентаря. Для содействия физическому
развитию детей и формирования привычки к здоровому образу жизни используется
разнообразный игровой и спортивный инвентарь. Инвентарь в ходе прогулок
используется для организации подвижных игр, соревнований, эстафет, а также
самостоятельной деятельности.
Вывод:
В образовательном учреждении созданы условия, обеспечивающие
полноценную организацию образовательного процесса. Организация развивающей
предметно-пространственной среды обеспечивает воспитанников всевозможным
материалом для активного участия в разных видах деятельности. Во всех группах
обновлена мебель на 100%. Для повышения качества предоставляемых услуг
необходимо продолжить пополнять группы и помещения образовательного
учреждения современным игровым оборудованием.
Линии развития: воспитателям всех возрастных групп провести
совершенствовать
развивающую
предметно-пространственную
среду
в
соответствии СанПиН, раздела 3.3. ФГОС ДО «Требованиям к
развивающей предметно-пространственной среде».
4.3. Функционирование внутренней системы оценки качества образования
Внутренняя система оценка качества образовательной деятельности
осуществляется на основе локального акта «Положение о внутренней системе
оценки качества образования в МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 22
«Солнышко».
Целью организации внутренней системы оценки качества
образования в отчетном периоде был анализ исполнения законодательства в области
26

образования и качественная оценка образовательной деятельности, условий
развивающей предметно-пространственной среды образовательного учреждения и
выполнения комплексного плана контроля для определения факторов и
своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в
образовательном учреждении.
Данные, полученные в результате контрольно-оценочных мероприятий,
отражаются в отчѐте о результатах самообследования, публичном докладе, других
отчѐтных документах образовательного учреждения. Результаты внутренней оценки
качества образования в образовательном учреждении рассматриваются на Общем
собрании работников, Педагогическом совете, рабочих совещаниях для анализа
эффективности деятельности и определения перспектив развития образовательного
учреждения.
Результаты удовлетворенности родителей работой учреждения
В социологическом опросе принял участие родителей (законных
представителей).
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что родители
считают сложившийся внутри образовательного учреждения микроклимат
благоприятным, работа педагогов является продуктивной, эффективной и
удовлетворяет большую часть родительской общественности. Родители
своевременно получают информацию о достижениях ребенка и возникающих
проблемах, имеют возможность обсуждать различные вопросы пребывания ребенка
в учреждении, участвовать в жизнедеятельности детского сада.
Наблюдается положительная тенденция в мнениях родителей по сравнению с
прошлым годом.

27

II. Анализ показателей деятельности
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 10
декабря 2013 г. № 1324 "Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию" (Зарегистрировано
в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный № 31135) в МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №22 «Солнышко» проведено самообследование
показателей деятельности дошкольной образовательной организации за 2021 год.
Анализ показателей деятельности
№ п/п

Показатели

1.
2.

Образовательная деятельность
Общая численность воспитанников, осваивающих
образовательную программу дошкольного образования,
в том числе:
В режиме полного дня (12 часов)
В режиме кратковременного пребывания (3-5 часов)
В семейной дошкольной группе
В форме семейного образования с психологопедагогическим сопровождением на базе дошкольной
образовательной организации
Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет
Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8
лет
Численность/удельный вес численности воспитанников
в общей численности воспитанников, получающих
услуги присмотра и ухода:
В режиме полного дня (12 часов)

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.

Единица
измерения
257 человек
257 человек
0 человек
0 человек
0 человек

39
161
257
человек/100%
257
человек/100%
0 человек/%
0 человек/%
57 человека/
23,5%

В режиме продленного дня (12-14 часов)
В режиме круглосуточного пребывания
Численность/удельный вес численности воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья в общей
численности воспитанников, получающих услуги:
По коррекции недостатков в физическом и (или)
57 человек/
психическом развитии
23,5%
По освоению образовательной программы дошкольного
57 человек/
образования
23,5%
По присмотру и уходу
57человек/
23,5%
Общая численность педагогических работников, в том
37 человека
числе:
Численность/удельный вес численности педагогических
17 человек/
работников, имеющих высшее образование
46%
Численность/удельный вес численности педагогических 20 человек/54%
работников,
имеющих
высшее
образование
педагогической направленности (профиля)
Численность/удельный вес численности педагогических 18 человек/90%
28

21

22.
23.
24

25.
26.
27.

28.

29.

30.

31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

41.

работников, имеющих среднее профессиональное
образование
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, которым по результатам аттестации
присвоена квалификационная категория, в общей
численности педагогических работников, в том числе:
Высшая
Первая
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических
работников, педагогический стаж работы которых
составляет:
До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических
работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических
работников в возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
и
административно-хозяйственных
работников,
прошедших за последние 5 лет повышение
квалификации/профессиональную переподготовку по
профилю педагогической деятельности или иной
осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности педагогических
и
административно-хозяйственных
работников,
прошедших повышение квалификации по применению в
образовательном
процессе
федеральных
государственных образовательных стандартов в общей
численности педагогических и административнохозяйственных работников
Соотношение “педагогический работник/воспитанник” в
дошкольной образовательной организации
Наличие в образовательной организации следующих
педагогических работников:
Музыкального руководителя
Инструктора по физической культуре
Учителя-логопеда
Логопеда
Учителя- дефектолога
Педагога-психолога
Инфраструктура
Общая площадь помещений, в которых осуществляется
образовательная деятельность, в расчете на одного
воспитанника
Площадь помещений для организации дополнительных

11/30%

3/8%
9/24%

13 человек/
35%
4 / 11 %
7/ 19 %

2 /5%
39 человек/
100%

28/ 72%

1/7%

да
да
да
нет
нет
да
11.9 кв.м.
496 кв.м.
29

42.
43.
44.

видов деятельности воспитанников
Наличие физкультурного зала
Наличие музыкального зала
Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих
физическую активность и разнообразную игровую
деятельность воспитанников на прогулке

да
да
да

Результат анализа деятельности образовательного учреждения
Результаты самообследования деятельности позволяют сделать вывод о том, что
в образовательном учреждении созданы условия для реализации ООП ДО, однако
они требуют дополнительного оснащения и обеспечения.
Педагогический коллектив образовательного учреждения имеет достаточно
высокий творческий потенциал и необходимый уровень профессионализма,
способствующий реализации годовых задач в полном объёме. Коллектив
образовательного учреждения стабильно реализует ООП ДО, парциальные,
специализированные программы, педагогические технологии, способствующие
развитию ребенка.
Идет целенаправленная работа по обновлению образовательного процесса через
осмысление материалов курсов повышения квалификации.
Педагоги осваивают современные инновационные технологии в дошкольном
образовании: по проектной, исследовательской деятельности; индивидуального
подхода в сенсомоторном развитии детей; ИКТ информационно-коммуникативные
технологии) по составлению интерактивных игр, тематических презентаций и
мультфильмов; использовании лего-конструирования и рисование светом в
развитии детского творчества и организации разнообразных форм совместной
деятельности детей и взрослых.
Большое внимание уделяется созданию развивающей предметнопространственной среды.
Перед коллективом образовательного учреждения, на основе анализа работы за
2021 год, определены следующие приоритетные направления деятельности на 2022
год:
- обеспечение качества образовательных услуг в соответствии с ФГОС ДО, создание
предпосылок для роста личностных достижений детей;
- построение современной образовательной среды и обеспечение комплексной
безопасности образовательного учреждения;
- особое внимание уделить методу наблюдений, с целью выявления характерных
особенностей развития детей, составляющие основу для планирования
образовательного процесса в соответствии с этими особенностями для наиболее
полного раскрытия индивидуальных возможностей и способностей каждого
ребенка;
- оптимизация образовательного процесса посредством применения новых
образовательных и информационно-коммуникативных технологий;
- укрепление здоровья детей, приобщение детей к ценностям здорового образа
жизни;
- продолжать развитие современных форм сотрудничества и взаимодействия
образовательного учреждения и семьи.
30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».